дата: 21.10.2016

Спецматериал. Первая мировая война в Battlefield 1 и компьютерных играх

Начало XX века вышло жарким. Кто из разработчиков лучше всех уловил особенности противостояния, и что в общую копилку добавят DICE?

Никто не любит пионеров-первенцев — все любят сиквелы! В массовой культуре Вторая мировая небоскрёбной тенью затмила предшественницу. Хотя именно нелюбимое дитя создало современный мир, уничтожило колониальный строй.

Как известно, нет популяризатора круче, чем блокбастеры. Какой бы ни вышла Battlefield 1 — главное, она даст позабытой истории новый шанс.

Seven Nation Army

Крупные заварушки история знала и до XX века. Чего только стоит война за Крым и шествие Наполеона по Европе! Но империалистическая война шутя заткнёт за пояс этих шавок. Конфликт, что начался в 1914 году, «продолжался свыше полторы тысячи дней, в нём участвовали 38 государств». Суммарно их жители составляют 70% населения земного шара.

Империалистическая война первой столь замысловато связала судьбы миллионов людей: и бельгийской аристократки-ветеринара, и американца-полукровки, и французского фермера, и его зятя-немца, призванного в армию. Через взаимоотношения, драму этих персонажей на войну смотрит Valiant Hearts.

Мультинациональность, но на примере воинов, показали и разработчики сетевого шутера Verdun. В одном отряде Антанты здесь вы найдёте Альпийских Шассеров (элитные горные полки Франции), Канадцев, британцев из «Томми Аткинс», французскую пехоту «Поилус». Все перечисленные имеют уникальные перки и особенности.

Нет, это не тактическая карта из генштаба. Просто поклонники Victoria 2 мыслят масштабно.

И это лишь капля в океане. На самом деле империалистическая война внесла коррективы в судьбы практически всех наций. Масштабы войны отлично проглядываются в ПК-шной стратегии Victoria 2. Там игровое поле — весь земной шар, а в качестве марионеток около трёхсот стран! В объектив проекта-блокбастера все они, конечно, не влезут.

Это слегка смягчает отсутствие Российской империи в кампании Battlefield 1. Тем не менее здесь виден дичайший просчёт сценаристов. Россия была чуть ли не в числе стран-зачинщиков, что развязали конфликт. Николай II даже поставил государственность на кон победы (до которой империя не дожила).

Что не имеет никакого значения для массовой аудитории. С точки зрения географии и природных пейзажей Западный фронт практически идентичен побратиму. Нет, для неискушённого зрителя он даже лучше! Хотите зажарить врага до хрустящей корочки — вот вам огнемёт. Изволите резво снести отряд недругов — полезайте в танк! Не стоит забывать, что конфликт без прямого участия соотечественников не будет популярен в США (на минуточку, главный приставочный рынок). Наличие солдат-американцев — значительное пополнение в капитал Западного фронта.

Так что Российскую империю исключили не по злому умыслу. Просто DICE хочет впечатлить аудиторию экзотикой: Аравийский полуостров (в комплекте со знаменитым Лоуренсом), завораживающие вышины Альп, безмятежный Атлантический океан. Одни смотрят на историю в масштабах Victoria 2, иные — как Valiant Hearts, Verdun и Battlefield 1.

Окопная война и чудеса науки

Минус такой «избирательности» в работе с прошлым — приходится многое приукрашивать.

Какой эффектный боевик можно сделать из Западного Фронта — непонятно. Британия на пару с Францией почти до конца сидели по окопам, обмениваясь взаимными плевками и ругательствами с Германией. В это время всю драму, контактность и реки крови обеспечивал Восточный Фронт. Союзники перекладывали всё бремя сражений на Российскую Империю, чтобы самим избежать тяжёлых потерь. Чего только стоил Брусиловский прорыв, целью которого было отвлечь немцев от запинывания Англо-Франции.

Единственное, в чём Западный фронт превосходит побратима, — техническое оснащение. Например, в Битве при Вердене впервые применили огнемёты. Сорокаметровые струи огня казались войскам Антанты какой-то божьей карой. Здесь есть и танки, которые Англия впервые применила в 1916 году. В России они были только в стадии разработки, что отбавляет очки Восточному Фронту.

Хотя «крепости на гусеницах» в Первой мировой были крайне неэффективны. Они даже разочаровали генералов: «Многие критиковали неуклюжие бронированные машины и называли их бесполезными «бочками»». Правда, небольшой толк от танков был: они поспособствовали развитию малокалиберных и крупнокалиберных орудий пехоты.

В имперской России догадывались, что за танками будущее. Правда, многие концепты подходили больше для Кунсткамеры, нежели боевых действий.

Да и огнемёты были скорее средством устрашения и не вносили кардинальных изменений. Как известно, студия DICE всегда любила вставлять в свои произведения последние, эффектные достижения военной промышленности. Для них это особенно важно, ведь сетевому режиму нужны крутые, «бабахающие» пушки. Тут достоверность уходит на задний план. На самом деле кавалерия, пехота и броне-тракторы мало что решали. Основным орудием победы были артиллерия и огромное количество боеприпасов к ней.

Траншеи брали не стремительными нападениями, а бесконечными обстрелами: бомбардировка была практически бесконечной. В окопах многие сходили с ума или глохли. Естественно, в Battlefield 1 этого не покажут. Что весьма прискорбно: траншеи — богатая тема. Комфортные укрепления были лишь у Германии. Остальные войска страдали от сырости и живности (пожирающих припасы крыс). Многие заболевали «окопной стопой», которая могла привести к ампутации конечности.

Именно из таких бытовых моментов состояла жизнь в укрытиях. В играх это не показывают — мало героизма. Зато сетевой боевик Verdun приблизительно симулирует действия подобной войны. В игре, как и в жизни, сражение происходит между траншеями Англо-Франции и Германии. Этот промежуток из вязкой грязи, мин и колючей проволоки называется «Нелюдской зоной» (No man’s Land). Пересекая её, одна команда штурмует укрепление, а другая отстреливается из него.

Как ни странно, оборонительные линии строили не прямо, а зигзагами. Это лучше сдерживало врагов.

Verdun показывает главную особенность войны: неповоротливая, неудобная битва за позиции врага. С массовым штурмом, газовыми атаками, рвущей одежду и плоть проволокой. Путь к победе напоминает не хитроумные операции, а мастурбацию. Сначала вы их, потом — они вас. И по новой: в итоге зачастую наступает ничья. Примерно как в жизни.

Под пятой милитаризма

Война не ограничивается геополитикой и боями. Это глубочайшая драма мирного люда.

С 1914 по 1918 годы впервые в истории вооружённых конфликтов сильнейшим образом страдают гражданские. Последних Германия грабила и отправляла на принудительные работы. Ради беспрерывного обеспечения армии население завоёванных провинций отправлялось на каторгу. Как иначе возвести необходимое число укреплений? Горечь от оккупации усугублялась тяжёлым трудом в обильных дозировках.

Бедственную ситуацию рядовых граждан нам показала Valiant Hearts. Начало войны. Германия во всю загребает людей в армию. Под горячую руку «военкомов» попадают немцы даже за пределами родины. Карла забирают из насиженного фермерского гнёздышка на севере Франции и отправляют на фронт. Там, по другую сторону, воюет отец его жены. Оба меньше всего на свете хотят встретиться на поле брани.

Одна из драматичнейших сцен Valiant Hearts: герой жертвует здоровьем, чтобы уберечь жену.

«Отважные Сердца» неплохо показывают трудности и тяготы народа на войне. Чего только стоит эпизод, в котором ферму Карла обстреливают ядовитым газом. Герой стремглав мчится к жене и сыну, спасая их из-под завалов. Так мы понимаем: это была непростая война. Первая в своём роде (традиции в стократных масштабах повторятся через 20 лет) она пропустила через свои жернова сотни тысяч мирных жителей с их хозяйством и бытом.

Тему народных страданий, к сожалению, игры обходят стороной. Пользователь хочет быть солдатом, погибающим красиво. Кому интересно заканчивать дни в медленной агонии голода и утомления от непосильного труда? Думается, судьбы рядовых граждан традиционно не попадут и в прицел сценария Battlefield 1.

Тем не менее, именно программа Electronic Arts должна стать спасительной тростиночкой для Империалистической войны. Да, в проекте странная точка зрения на события, далёкая от действительности. Но DICE и не делают учебник истории. У них блокбастерный взгляд на печальные события. Где мы видим драму хозяйств, окопную рутину, они наблюдают штурм с шашкой наголо и чудеса вооружения.

P.S.

Из рассказанного понятно, что есть игры, адекватнее воссоздающие ключевые черты эпохи. Но только глупенький боевик под известной маркой сможет пробудить интерес пользователя к Первой мировой войне.

Источник: gameguru.ru

This article was written by admin