Шведские мастера глобальных стратегий из Paradox решили отвлечься от исторических баталий и покорить космос. Изначально Stellaris выпустили в мае 2016 года в Steam — игра получила позитивные отзывы от геймеров и прессы. Спустя три года проект добрался и до консолей.
Stellaris развивает классическую формулу глобальных космических стратегий, поэтому ваша цель – исследовать и покорить галактику. Для победы предусмотрено множество различных способов, однако начинается всё с малого — с выбора государства и начальных параметров для будущей межпланетной империи. Уже здесь можно увидеть огромное количество деталей и возможностей. Какие-то фракции предпочитают демократию, хорошо умеют приспосабливаться к незнакомой среде, но при этом более расточительны. Другие предпочитают передавать власть по наследству, плохо адаптируются в новых колониях, но имеют преимущества в военной сфере. Всего в игре около десяти различных заготовок, представленных своими расами с уникальным внешним видом, характером и дизайном атрибутов.
Разработчики предусмотрели возможность создания своей империи с нуля. Здесь можно задать различные параметры социальных и политических принципов по личному усмотрению. Эта опция будет полезна исключительно опытным игрокам, а остальным лучше воспользоваться уже существующими вариантами, иначе вы рискуете испортить себе первое прохождение, выбрав неудачное сочетание параметров и сделав государство попросту нежизнеспособным.
Далее предлагается настроить сложность игры из ряда параметров, вроде размера галактики, агрессивности оппонентов и так далее. Здесь же можно выбрать режим “Стальной воли” — в этом случае игра будет сохраняться в один файл без возможности переиграть какой-либо эпизод. Удивительно, но играя без режима “Стальной воли”, трофеи и достижения выпадать не будут!
В самом начале в нашем распоряжении лишь одна планета и три корабля: строительный, военный и научный. Первый нужен для возведения орбитальных станций и прочих объектов, добывающих ресурсы. Второй позволяет обороняться и атаковать другие империи. Что касается научного судна, то оно необходимо для изучения Вселенной, поиска пригодных для жизни планет и исследования неизвестных аномалий.
Одной из важных особенностей игры является менеджмент персонажей на ключевых должностях. Делегировать полномочия необходимо на разных слоях государственного устройства, от губернаторов и глав различных научных отраслей до капитанов космических кораблей. Найм сотрудников происходит за специальные очки влияния, которые вырабатываются в зависимости от успехов вашей политической деятельности. У главы империи всегда есть обязательства и обещания, которые он должен выполнять. Чаще всего это носит характер дополнительного задания, вроде увеличения добычи минералов или выработки энергокредитов. За успешное исполнение этих условий вы и получаете специальные баллы.
Каждый персонаж имеет свои особенности. Один дает бонусы к научным исследованиям, другой быстрее остальных развивается, а третий обходится вдвое дешевле. Персонажи не бессмертны, и нужно учитывать их возраст. Прокачанный семидесятилетний политик в теории способен принести больше пользы, чем тридцатилетний новичок, однако вряд ли он сможет проработать на своем посту достаточно долго, чтобы вы могли строить какие-то далеко идущие планы.
Развитие технологий в Stellaris происходит по трем направлениям: физика, общество и технологии. Каждое развивается независимо друг от друга. Руководят направлениями назначенные вами ученые. Открытия в различных областях позволяют строить на планетах новые полезные объекты, а также заселять непригодные для жизни участки.
Кроме этого, есть различные ресурсы, которые требуются для развития государства. Энергокредиты — местный аналог криптовалюты — тратятся на любую постройку на планете, а добываются с помощью электростанций. Энергию можно получать и напрямую от звезды, построив рядом с ней специальный космический объект.
Добыча минералов — не менее полезное занятие. Их расходуют строительные корабли для установки форпостов и других сооружений в открытом космосе.
Ну а с едой все гораздо проще. Она вырабатывается на планетах в специальных зонах и сооружениях, вроде ферм. При определенных условиях, чем больше колония вырабатывает еды, тем быстрее растет ее популяция.
Некоторые постройки расходуют сразу несколько видов ресурсов, а потом требуют ежемесячного обслуживания. Например, ферма расходует один энергокредит и производит три единицы еды. Планеты имеют разный потенциал. Одни лучше подходят для производства пищи, другие – для добычи минералов.
Если у вас имеются излишки ресурсов, то можно попробовать наладить торговлю с соседними цивилизациями. Система переговоров очень похожа на ту, что используется в знаменитой игре от Сида Мейера. Установив контакт с конкурирующей империей, можно не только договориться о торговле, но и предложить различные формы сотрудничества, начиная с пакта о ненападении и заканчивая объединением в одну федерацию. Успех переговоров во многом зависит от идеологических доктрин в ваших государствах, а также истории взаимоотношений. Например, если собеседник ксенофоб, а вы представитель другой расы, то он не захочет иметь с вами никаких дел. Кроме этого, на переговорах можно предъявлять различные претензии и даже объявить войну.
Стоит отметить, что в отличие от Civilization, здесь можно построить свою империю практически не ввязываясь в какие-либо войны — для этого не нужно особых усилий. Более того, при некоторых государственных системах этот вариант наиболее продуктивен. Искусственный интеллект соперников не имеет привычки постоянно нападать, и если вы все грамотно делаете, то можете развиваться абсолютно мирным и дипломатическим способом.
Однако если вы хотите совершить военную экспансию и предпочитаете расправляться с соперниками грубой силой, то тут также имеется множество возможностей. Например, детальная настройка кораблей позволяет регулировать различные модули, тем самым изменяя показатели маневренности, скорости боя и прочие параметры. Здесь часто приходится искать различные компромиссы и удачные сочетания. Война — продолжительное мероприятие, поэтому надо быть готовым к большим затратам ресурсов и агрессивному поведению соперников.
Процесс космических баталий сложно назвать выдающимся. Никакого эпика и интересной стратегии здесь нет. Бои в Stellaris очень скучны и неинтересны. Поединки проходят хаотично и какой-то особой тактики не предлагают. Игрок отдает приказ о наступлении, а исход битвы решает калькуляция всяческих параметров с генератором случайностей.
Игра развивает механики постепенно. Приятный голос бота-помощника очень подробно и детально объясняет азы геймплея, а вам необходимо выполнять многие действия вручную, чтобы понять принцип работы базовых процессов Stellaris. По мере развития империи и изучения новых технологий открывается большое количество возможностей, а параллельно с этим становятся доступными механики по автоматизации базовых процессов. Например, корабль, которым вы вручную изучали систему, после прокачки специального навыка способен полностью автономно продолжить исследование. Можно сгруппировать несколько систем в один сектор, задав базовые значения для их развития, тем самым позволяя целой группе планет самостоятельно заниматься управлением своих территорий. Чем дальше заходит развитие государства, тем больше нужно концентрироваться на глобальных проектах и политике, а микроменеджмент отходит на второй план.
В этой Stellaris огромное количество влияющих друг на друга параметров и моментов, которые могут иметь далеко идущие последствия. Каких-то универсальных решений не бывает — прибавка одного показателя часто влечет за собой убыток другого. Сотня различных механизмов взаимодействуют друг с другом по принципу падающих домино. Может случиться так, что постройка нового форпоста через какое-то время приведет к нехватке еды. Или, наоборот, вы не можете построить станцию и продолжать экспансию, потому что в попытке побороть продовольственный дефицит сместили баланс добычи ресурсов в сторону продуктов питания, уменьшив приток минералов. Для успешной игры всегда требуется соблюдать баланс, и чем больше ваша империя, тем труднее это делать.
Сложность игры особенно заметна на фоне микроменеджмента планет. Когда в вашем распоряжении всего пара колоний и несколько кораблей, то все кажется спокойным и непринужденным. Однако, когда государство занимает четверть галактики, удержать в голове все решения и взаимосвязи очень сложно, поэтому в какой-то момент могут начаться серьезные проблемы. Для их устранения придется погрузиться в многочисленные настройки и заняться рутиной, отвлекаясь от более увлекательных процессов космической геополитики. Такая масштабность в сочетании с детальным микроменеджментом иногда может привести к последствиям, которые способны надолго ввергнуть неопытного игрока в замешательство.
Каждая партия в Stellaris уникальна и складывается подобно пазлу из множества решений, принятых игроком и его оппонентами. Это тот тип игр, который требует уйму времени на изучение и понимание принципов геймплея. При этом, учитывая разнообразие возможных политических схем, начинать сначала всегда интересно, ведь каждое новое прохождение не будет похоже на предыдущее.
Консольная версия вызывала некоторые опасения, но разработчики сумели адаптировать управление под геймпад практически без нареканий. С первого взгляда оно может показаться громоздким, однако на деле играть с геймпада удобно. К тому же разработчики немного переработали интерфейс, чтобы его было комфортно воспринимать на экране телевизора с нескольких метров, сохранив при этом всю информативность, присущую компьютерной версии. Я достаточно быстро привык к управлению и не испытывал никаких трудностей, как в навигации, так и менеджменте.
***
Stellaris — отличный представитель 4X стратегий, которых очень не хватает на консолях. Продуманный до мелочей геймплей содержит в себе огромное количество возможностей и способен увлечь надолго. Удачная адаптация для приставок позволяет сполна насладиться игровым процессом всем любителям жанра, сидя на удобном диване. Это одна из тех игр, которую включаешь вечером на час перед сном, а выключаешь ближе к утру, понимая, что снова опоздаешь на работу.
Источник: