Онлайн-версия культовой серии Fallout могла появиться очень давно, но из-за проблем с правами этого не случалось все эти годы. Хоть какую-то реализацию данной концепции мы получили только сейчас — с выходом Fallout 76.
Игра рассказывает историю жителей убежища 76, перед которыми стоит задача — возродить американский штат Виргиния спустя 25 лет после ядерной войны. Сюжет начинается после шумной вечеринки в честь открытия дверей убежища. На утро ваш персонаж просыпается один, и после выбора внешности местные роботы обучают вас азам геймплея, рассказывая о необходимости пользоваться стимуляторами и карточками “S.P.E.C.I.A.L.”, следить за состоянием воды и еды, и о том, что возрождать Америку предстоит с помощью системы построек “C.A.M.P.”.
Параллельно с этим герой находит несколько записей от смотрительницы убежища, которой необходимо добраться до ядерных боеголовок. Теперь ваша основная задача — найти смотрительницу.
Игрок начинает свое приключение в пустоши слабым персонажем — все его параметры равны единице. Герою выдают пакет карточек с перками: каждая карточка принадлежит определенной характеристике S.P.E.C.I.A.L. и имеет уровень прокачки. Вставляя эти карты в параметры, вы открываете новые перки. Количество вставляемых карт ограничено уровнем параметра: сумма уровней карт не должна превышать уровень вашей текущей прокачки S.P.E.C.I.A.L. Допустим, если у нас сила прокачана на шесть, то можно вставить шесть карточек с уровнем один, либо две с уровнем по три.
Стандартные карточки прокачиваются до трех уровней и их свойства усиливаются, однако есть версии без прокачки, а также легендарные карточки, которые можно использовать только после определенного уровня.
Карточки выдаются за повышение уровня персонажа, и их можно передавать другим игрокам. Чтобы прокачать карточку, вам нужен ее дубликат. Из трех дубликатов получается карта третьего уровня.
Система получилась действительно интересной и с друзьями открывается с новой стороны, так как обмен карточками может упростить выживание и ведение боя.
При этом прокачка стала менее прозрачной. В Fallout 4 было понятно, что нужно сделать и что прокачать, чтобы получить определенный навык или перк. В Fallout 76 же навыки выпадают случайно в карточках, поэтому можно лишь прокачивать уровни, надеясь, что с очередным Level Up вам выпадет нужная. Это становится большой проблемой, когда вам, например, нужна карточка “оружейник”, чтобы прокачивать ваше оружие более эффективно, но где ее взять — непонятно. Молиться богу рандома.
Так же иногда игра каким-то непонятным, возможно, случайным образом выдает вам дополнительные комплекты карт без повышения уровня. Почему это происходит и как на это влиять, нам до сих не понятно. И это грустно, потому что ролевая система позволяет создавать интересные и более гибкие билды, чем в Fallout 4.
Крафт и строительство в Fallout 76 также претерпели изменения. Строить свой лагерь можно практически на любой территории, поставив портативное устройство C.A.M.P. на землю, которое очерчивает доступную вам область. По ощущениям она меньше, чем в Fallout 4, да и количество предметов тоже меньше, чем раньше. Тем не менее, здесь появилось много фурнитуры и различных украшений, оборонительных построек, электроприборов и так далее. Например, теперь можно ставить замки на ваши устройства и двери, чтобы другие игроки не могли ими воспользоваться.
Однако возможность делать некоторые интересные механизмы куда-то исчезла. Теперь нельзя строить ловушки для животных и монстров, нельзя также создать устройство, очищающее вас от радиации, и некоторые другие вещи, знакомые по прошлой игре.
В Fallout 76 вернулся верстак для создания патронов из New Vegas, а другие перекочевали из четвертой части серии: оружейный, верстак для брони, для силовой брони, место приготовления пищи.
Для строительства и крафта нужны ресурсы, которые добываются из хлама, собранного по мере исследования мира игры. Или из специальных добывающих устройств на общедоступных базах — специальных верстаках, при захвате которых вы получаете точку сбора ресурсов. Всего таких на карте около пяти. Это сильно уменьшает количество гринда, особенно если вы будете внимательно изучать пустошь. Захват этих точек также обеспечивает вас некоторыми редкими ингредиентами в необходимом количестве.
При желании можно выращивать ингредиенты вручную на своей собственной базе C.A.M.P., чтобы у вас всегда был под рукой, например, клей, который нужен абсолютно всегда и везде.
Система интересная и придется по вкусу всем, кому нравился крафт и строительство в Fallout 4. Однако и тут не обошлось без недостатков. В Fallout 76 нет бесконечного верстака из четвертой части, есть небольшой сундук Vault-Tec, который ограничивает вас в ваших приключениях. Цель его существования абсолютно непонятная — он постоянно переполняется, в итоге вам приходится выбрасывать классные пушки и броню, чего делать совершенно не хочется.
Стандартная ситуация в мире Fallout 76: игрок, пройдя сложный квест, возвращается домой с тонной лута, включая пару пушек высокого уровня, но не может сложить все в сундук из-за ограниченного объема. Этот огромный просчет дизайнеров вызывает самые негативные эмоции, вплоть до желания забросить игру.
Система выживания оставляет еще более смешанные впечатления. Как упоминалось выше, игроку необходимо пить и есть. И если с водой все неплохо (можно построить водоочистительный аппарат у вас дома, и вы никогда не будете страдать от обезвоживания), то с системой питания все совсем печально. По-настоящему наесться можно только продуктами, которые вы приготовили вручную, но проблема в том, что у еды есть срок годности и она слишком быстро протухает. Доходит до смешного: вы собрались в путь, наготовили персонажу покушать, решили, что пойдете пешком, а не быстрым перемещением, но к моменту, когда вы оказываетесь в жаркой перестрелке по квесту, вся еда в вашем инвентаре протухает, и если ее есть, то вы заразитесь болезнями и получите отрицательные бонусы.
С учетом того, что найти нормальную еду где-то поблизости нельзя, а готовить ее посреди поля или логова супермутантов зачастую негде, эта проблема будет преследовать вас постоянно и попросту рушить впечатления от игры.
Быстрое перемещение немного спасает ситуацию, но в некоторые области, в которых вы еще не побывали, невозможно телепортироваться. К тому же, если постоянно использовать быстрое перемещение, то вы точно пропустите новые интересные локации и дополнительные квесты.
В Fallout 76 также есть износ оружия, но, к счастью, ресурсы для ремонта почти всегда в наличии, да и арсенал вы можете брать с собой обширный, поэтому это не так страшно, как ужасы с едой.
Выбор пушек в Fallout 76 огромный: здесь есть знакомые типы оружия из прошлый частей, а также новые варианты, вроде однозарядных мушкетов, стреляющих свинцовыми шариками (очень мощное оружее против сильных врагов, хотя очень медленное), новые гладкоствольные пистолеты, двуствольные дробовики, ракетницы и так далее.
Система V.A.T.S. была адаптирована под онлайн-режим и работает так же, как и в Fallout 4, но при этом лишилась стильного замедления времени и зрелищных заставок с отрыванием конечностей. Это печально, но ожидаемо, учитывая мультиплеерный формат проекта.
Стрелять предстоит по обширному бестиарию, в котором вы встретите как старых, так и новых противников. По-настоящему интересными являются монстры, связанные с историей Западной Виргинии: раджабы, мега-ленивцы, человек-мотылек, флэтвудские монстры, белые твари и другие. С некоторыми из них будут связаны интересные квесты. Заскучать от разнообразия врагов вы точно не успеете, к тому же, местная загадка с “Горелыми” не даст вам покоя. Вам будет интересно будет узнать, откуда они появились, почему замирают в странных позах и почему ими населен весь мир игры.
Концепция устройства локаций продолжает идеи прошлых частей, предлагая глубокое исследование окружения. Мир Fallout 76 интересный, действительно большой и насыщенный. При этом здесь нет ни одного NPC, кроме разговаривающих роботов. Bethesda удалось сделать локации, которые заметны издалека, и хочется пойти и посмотреть, что там. Заводы, кафе, здания, улицы городов, бункеры, шахты, уникальные постройки, деревеньки — этим всем изобилует Виргиния.
Области разнообразные и наполнены лутом, и разработчики поощряют любопытство. Даже в самых неприметных зонах можно найти голосовую запись с квестом, пупса Волт-боя с временными бонусами, коробку с крышками, чертеж для верстака, модификации для оружия и многое другое.
Квесты в игре интересные, за исключением основного сюжета, который выглядит как набор аудиопосланий с историей персонажа. В побочных заданиях игра раскрывается значительно лучше. Если вы будете читать записки и сообщения на терминалах, слушать аудиодневники, то сможете насладиться глубиной лора — он здесь прописан великолепно.
Fallout 76 нельзя назвать полноценной номерной частью серии, но роль ответвления проект занимает более чем уверенно. Все логичные вопросы фанатов игра объясняет, включая то, почему в игре присутствует Братство Стали, почему об Убежище 76 не было никаких упоминаний, почему Анклав есть в игре и почему вокруг так много роботов, но нет NPC-людей. И еще очень много других вопросов, которые будут интересны тем, кто следит за лором Fallout, не останутся без внимания.
Несмотря на то, что в F76 есть очень интересные квесты, вроде миссии с фракцией “Огнедышащие” и задания с проектом фабрики добычи минералов “Золотая жила”, стиль повествования сильно утомляет. Вам, как в старых RPG, необходимо читать тонны текста. Конечно, сообщения хорошо написаны, и часть истории игра раскрывается через окружение, но никакой красивой постановки с дорогими роликами и симпатичной работой камеры во время диалогов (как и самих диалогов) в проекте нет. А ведь задания могли бы быть намного интереснее с участием полноценных NPC и прочими атрибутами прошлых игр серии и современной индустрии в целом.
С другой стороны, с учетом того, что реальных игроков на огромной карте совсем мало, ощущение одиночества во время исследования окружения и изучения истории через давно заброшенные локации вызывает чувство изолированности и создает глубокую атмосферу.
К сожалению, запоминающихся квестов довольно мало. Основное время отнимают миссии в стиле “пойди, собери, принеси” и “пойди, убей”. Их намного больше, чем хотелось бы, и основная проблема в том, что они почти не несут в себе интересной истории, а держатся лишь на аддиктивной механике.
И нас категорически разочаровали совместные задания. В Fallout 76 эти миссии сделаны как публичные ивенты из первой Destiny, только с той разницей, что они сильно забагованные, и иногда их попросту не пройти в одиночку. Часто повторяется ситуация, когда на такое событие приходишь только ты один, где встречаешь огромную стаю гулей, которая сразу давит тебя количеством. Сделать что-то в этом случае совершенно невозможно.
Иногда высокоуровневые враги просто появляются из воздуха. Возможно, баг, но вполне вероятно, что это просто “гениальный” игровой дизайн, так как у таких заданий нет рекомендаций по уровню, а отряд суперпротивников может появиться из ниоткуда с колоссальной разницей по силе относительно других врагов ивента.
Учитывая онлайн-ориентацию игры, взаимодействие между пользователями стало полным разочарованием. Поиграть в нормальный режим PvP не получается, потому что в него просто никто не играет. Здесь всего два соревновательных режима. В одном нам предлагают встать на одну из двух воюющих сторон и оборонять форт. Проблема в том, что отсутствует матчмейкинг и игрокам нужно предварительно прийти на место проведения стычки в определенную локацию… Вполне очевидно, что из 25 человек, которые где-то бродят на огромнейшей карте, для полноценного PvP в таком случае никто никогда не соберется. Вообще непонятно, о чем думали разработчики, когда делали подобное. Такое чувство, что геймдизайнеры никогда не создавали и даже не играли в мультиплеерные игры.
В другом режиме вам надо настроиться на волну в вашем Пип-Бое, и если вместе с вами это сделают еще три игрока, начнется охота. Как я уже писал выше, в эти режимы никто не играет. Можно часами ждать, что кто-то из игроков примет участие в соревновании, но по факту ничего не происходит — проще забыть и продолжить заниматься более продуктивными делами.
Удивительно, но о наличии специальных PvP-режимов в игре даже нигде напрямую не упоминается, поэтому многие пользователи просто не знают о существовании этих опций. Возможно, что и сама Bethesda забыла о PvP в Fallout 76. Единственным вариантом повоевать с реальным игроком остается найти его в открытом мире и выстрелить. Если он ответит тем же, то начнется дуэль.
С другими геймерами можно также торговать, если предложите обмен, показать парочку жестов или объединиться в команду для совместного прохождения квестов. Но даже этого почти не происходит из-за катастрофически слабой плотности игроков, разбросанных по огромной карте. Поэтому лучше играть в Fallout 76 с друзьями.
Еще одно глупое решение разработчиков — объявлять вас в розыск за случайное попадание пулей или топором по постройке другого игрока. Если вы сражаетесь с легендарным супермутантом, и волна от взрыва вашей гранаты случайно задела чью-то постройку, то за вашу игровую голову автоматически вешают награду в несколько десятков крышек. Это означает, что для вас пропадает отображение всех игроков с карты, а вы для них — красная точка, которую надо убить и лишить лута. Почти как в сериале “Черное зеркало”.
Более того, если вы умираете, то ваш хлам, который используется для крафта, остается лежать на трупе. Его может подобрать как любой игрок, так и вы, если после возрождения успеете добежать до своего тела первым. К счастью, броня, оружие, патроны и медикаменты всегда остаются при вас.
Очень обидно, что Zenimax словно не занималась фокус-тестами и упустила возможность сделать полноценный многопользовательский Fallout. Хотелось бы, чтобы взаимодействия между игроками было больше, больше совместных миссий, больше PvP-активностей… Разработчики даже не сделали общественных подземелий для группы. Если у вас нет друга с игрой, то вы точно не получите должного удовольствие от Fallout 76.
Другие вещи дошли до релиза в упрощенном виде. В Fallout 76 появилась новая механика заболеваний и мутаций, но изначально была презентована Bethesda намного более красочно. Мутации получаются от сильного заражения радиацией и могут добавить вам как позитивный, так и негативный бонус. В свою очередь заболевания добавляют только негативные бонусы и происходят от сна на полу, долгого пребывания в воде и поедания тухлятины.
Я получал мутацию, которая отнимала одну единицу интеллекта, но позволяла прыгать в три раза выше, чем обычно. Другая позволяла переносить на себе больше груза и быстрее передвигаться. При этом заражение радиацией не было ограниченным по времени и занимало практически в половину здоровья. А заболеть вы можете, например, костными червями, благодаря чему урон по вашим конечностям будет увеличен.
Все это очень интересно, но на презентации Тодд Говард обещал чуть ли не визуальные изменения, например, в виде третьей руки. На практике же мы получаем изменение статов, которые иногда слабо влияют на геймплей. Болезни появляются в среднем на 15-30 минут и лечатся лекарствами. Мутации же пропадают после приема антирадина…
Техническая составляющая проекта — это вообще полный провал. Fallout 76 вышел настолько сырым, что нам до сих пор не совсем понятно, как его пропустили Sony и Microsoft на рынок. Фреймрейт проседает регулярно и очень сильно при самых разных обстоятельствах даже на самой мощной консоли — Xbox One X. Сервера работают отвратительно и иногда просто недоступны — и вы не можете играть. Часто вы попадаете в мир с высоким пингом, и тогда геймплей превращается в ад. Выстрелы регистрируются спустя три-пять секунд после попадания, предметы собираются с задержкой, игроки передвигаются рывкам, вас постоянно откидывает назад… Добавьте к этому очень сильно нестабильный фреймрейт и получите просто неописуемый коктейль из испражнений, которым вас поят разработчики за полную стоимость.
Графика очень неровная. Конечно, дизайн локаций выглядит атмосферно, есть много интересных мест, но иногда освещение попросту ломается. В Fallout 76 есть два неиграбельных времени суток — раннее утро (не всегда) и ночь. В первом случае может появиться похожая на вату дымка, через которую вам прямо в камеру бьет огромный яркий спрайт лучей солнца. В такой радости не видно абсолютно ничего на расстоянии двух метров. К счастью, погода быстро меняется, да и происходит такой треш в основном на лесной и горной местности.
Ночью же вся игра на любом открытом пространстве превращается в серое месиво без теней и источников света. Картинка в этом случае смотрится как отвратная серая каша, в которой сложно различить объекты и тем более небольшие предметы при сборе лута.
Этих проблем не было в Fallout 4, который выглядел и работал намного лучше. Складывается впечатление, что большую часть игры делала не Bethesda, а китайские аутсорсеры вместе с вьетнамцами…
Игра переполнена багами. Враги появляются из воздуха. В квестах, где надо отстреливать волны противников, постоянно в текстурах застревает последний недруг, и вам надо ходить и искать его, чтобы активировался нужный скрипт. Иногда не получается даже выйти из верстака: персонаж не реагирует на ваши действия, а анимация проигрывается два раза.
Экономика в игре сломана. Вы можете торговать со специальными роботами, но весь ассортимент стоит непомерно дорого. Например, стимуляторы, которые вы используете в больших количествах во время битв, стоят почти 100 крышек за штуку. Учитывая то, что на просторах пустоши вы находите не больше 5-10 крышек, а награда за сложный и длинный квест составляет около 60-70 крышек, а вы постоянно тратите около 10-20 крышек на быстрое перемещение по карте, то легче искать медикаменты и другие вещи на просторах пустоши.
Чертежи для строительства разных предметов, например, столов или стульев, могут стоить баснословных 250-300 крышек, что составляет в среднем половину вашего бюджета на 15-16 уровнях развития персонажа. При этом свои вещи вы сможете продать за жалкие 1-5 крышек, максимум 10-50. И то, это касается очень сильных пушек в отличном состоянии и редкой силовой брони…
***
Fallout 76 требует серьезной доработки. Странные решения игровых дизайнеров мешают комфортно исследовать интересный мир. Взаимодействие с другими игроками минимально и абсолютно неоправданно для онлайн проекта. Иногда создается ощущение, что никакого онлайна здесь вовсе нет. Новые механики выглядят не так впечатляюще, как нам обещали на ранних презентациях, а отсутствие оптимизации на консолях, тонна багов и ужасная экономика окончательно портят впечатления. Обидно, что за толстым слоем проблем немногие решатся оценить интересный мир и работу сценаристов, уместно вписавших достаточное количество интересных квестов в лор вселенной. Для Fallout 76 уже вышел патч размером в 50 ГБ, который на первый взгляд чуть улучшил оптимизацию и закрыл часть проблем, например, с отображением уходившего за экран интерфейса. Но для того, чтобы спасти игру, этого явно недостаточно. Bethesda необходимо переосмыслить свой производственный процесс, сделать серьезную работу над всеми ошибками, добавить полноценные квесты с NPC и нормальное PvP. Сейчас же перед нами очень сырая альфа-версия потенциально хорошей игры, а не полноценное продолжение культовой и всеми уважаемой серии.
Источник: