дата: 10.05.2017

Астрономы обнаружили необычную галактику в форме медузы с щупальцами, «раздираемую» силами гравитации окружающего ее скопления Abell 2670

Используя инструмент MUSE (Multi Unit Spectroscopic Explorer), установленный на телескопе Very Large Telescope (VLT) Европейской Южной обсерватории в Чили, ученые-астрономы обнаружили необычную эллиптическую галактику, имеющую форму медузы, распустившей свои щупальца. «Щупальца медузы» этой галактики представляют собой «хвосты» из межзвездного газа и множества звезд. Это указывает на интенсивный процесс разрушения галактики под воздействием перепадов внутреннего давления, вызванного гравитационными силами окружающего ее скопления Abell 2670.

В большинстве случаев эллиптические галактики являются старыми галактиками, состоящими из старых звезд. В объеме таких галактик находится совсем малое количество межзвездного газа, который был поглощен ранее процессами формирования новых звезд. Именно поэтому такие галактики практически не подвержены разрушительному воздействию перепадов внутреннего давления, они сохраняют свою форму и целостность, попав внутрь даже очень плотных скоплений галактик. С учетом вышесказанного обнаружение такой редкой эллиптической галактики, имеющей форму медузы, является неоценимым кладезем информации для ученых, изучающих морфологию галактических образований.

Помимо хвостов из газа и звезд, астрономы обнаружили еще некоторые удивительные вещи, области, отмеченные синим цветом, в которых идут интенсивные процессы формирования новых звезд, чего не должно в принципе наблюдаться в среде эллиптических галактик. Приняв во внимание этот факт, и учтя особенности направлений движения материи в хвостах этой галактики, астрономы пришли к выводу, что в прошлом эта галактика образовалась в ходе процесса слияния двух галактик меньших размеров. Этим фактом объясняется наличие плотных газовых облаков и областей с интенсивным звездным формированием, которые являются останками одной из галактик, которые еще не успели «раствориться» и равномерно распределиться в общей массе материи.

«Откуда мог взяться газ внутри древней галактики? Этот вопрос возник сразу же после того, как мы обнаружили столь необычное явление» — пишут ученые, — «Самым очевидным ответом на этот вопрос является слияние двух галактик разных типов и размеров, на это указывают некоторые нарушения в форме ореола галактики и направлений движений внутренних «звездных потоков». Тем не менее, существует еще одно объяснение, наблюдаемые нами области «звездного формирования» могут являться карликовыми галактиками, поглощенными большой галактикой или возникшими в ее недрах в силу различных причин».

Источник: dailytechinfo.org