дата: 10.05.2017

Обзор игры Syberia 3: третий блин комом

Продолжения легендарных серий видеоигр всегда интересны по множеству причин. Во-первых, можно узнать, что же случилось с главными героями после финальных титров предыдущей игры. Во-вторых, благодаря неизбежному техническому прогрессу, игры становятся всё более впечатляющими с визуальной точки зрения. В-третьих, игроки надеются вновь ощутить давно забытые эмоции и снова вернуться в полюбившийся виртуальный мир. Но иногда что-то идёт не так, и вместо долгожданного продолжения мы получаем нечто совершенно невнятное. Ярким примером подобной неудачи является игра Syberia 3.

Первая игра серии Syberia появилась на свет в 2002 году благодаря фантазии бельгийского художника Бенуа Сокаля и стараниям сотрудников французской студии Microïds. 62-летний Сокаль когда-то стал одним из первых художников, кто начал использовать компьютер для раскрашивания своих картин и графических новелл. В 1999 году он выступил в роли ведущего дизайнера квеста Amerzone, завоевавшего признание критиков и даже получившего престижную премию PixelINA Award. Три года спустя на свет появилась игра Syberia, сюжет которой рассказывает о приключениях отважной американской юристки Кейт Уокер. Игра была восторженно принята критиками и выиграла множество наград, заложив тем самым прочную основу для создания продолжений.

Сюжет своих игр Бенуа Сокаль придумывает, заимствуя элементы личной биографии, параллельно черпая вдохновение из книг, газет и даже телевизионных передач. Текущий абзац не рекомендуется читать, если вы не прошли в своё время первые две игры серии, или просто не боитесь сюжетных спойлеров. Руководство крупной юридической компании отправляет талантливую сотрудницу Кейт в небольшой альпийский городок, где она должна подписать договор о покупке некогда знаменитой фабрики игрушек, принадлежащей семье Форальбергов. В ходе поездки она знакомится с гениальным изобретателем Гансом Форальбергом и, будучи очарованной его мировоззрением, решает помочь ему воплотить в жизнь детскую мечту: найти на Дальнем Востоке бывшего СССР затерянный остров Сибирия, на котором, если верить древним преданиям, до сих пор обитают мамонты. На протяжении первой и второй игры, вышедшей в 2004 году, Кейт Уолкер вместе с Гансом и его помощником автоматоном по имени Оскар пытаются найти загадочный остров. К концу второй игры им это удаётся, правда и Ганс Форальберг, и Оскар один за другим трагически погибают. А Кейт остаётся одна посреди ледяной пустыни.

Никто не надеялся, что однажды продолжение истории Кейт Уокер всё-таки увидит свет. Казалось, что сюжет был полностью завершён, и это неоднократно подтверждал сам Бенуа Сокаль. Однако спустя годы художник решил, что у него ещё есть, о чём рассказать своим поклонникам. Или просто деньги у человека закончились – такую возможность я тоже допускаю. Что бы там ни было, в 2009 году было объявлено о начале работы над триквелом, релиз которого был запланирован на 2010 год для двух платформ: PC и PlayStation 3. Ещё на стадии подготовки к разработке Syberia 3 её создатели столкнулись с многочисленными сложностями. Усугубила ситуацию и покупка в 2010 году студии Microïds французским издательством Anuman, внесшая сумятицу в планы разработчиков.

В 2011 году выяснилось, что непосредственная разработка игры ещё даже и не начиналась. Лишь к 2012 году Сокаль подписал контракт с новым владельцем студии и начал писать сценарий будущего проекта. Предположительно работа над игрой должна была завершиться к 2015 году, однако дата релиза многократно переносилась, ввиду чего Syberia 3 появилась на свет лишь в конце апреля 2017 года. Платформами, на которых вышла игра, в итоге стали Windows, macOS, PS4 и Xbox One. В ближайшее время Syberia 3 также должна посетить iOS, Android и даже Nintendo Switch. Спустя столько лет и после нескольких переносов мало кто верил в успешность проекта. Особенно учитывая, что игра так долго пребывала в «производственном аду», откуда, как показывает практика, успешно выбираются единицы.

Сюжет Syberia 3 начинается там, где закончилась вторая по счёту игра. Кейт Уокер замерзает в снегах и кажется, что её уже ничто не спасёт, но, к счастью, мимо проходит караван юколов – загадочного северного народа, живущего в невероятном единении с природой. Шаман юколов с помощью древних ритуалов возвращает Кейт к жизни, а затем племя доставляет её в затерянную в ледяной глуши клинику доктора Замятина. Кейт приходит в себя в больничной палате и знакомится с лежащим рядом с ней юным предводителем юколов — Курком. В результате несчастного случая парень лишился ноги, и теперь проходит курс реабилитации, после которого получит новенький протез и будет отпущен на все четыре стороны.

Но не всё так просто. Оказывается, главврач клиники доктор Ефимова работает совместно со злым русским полковником, целью всей жизни которого является уничтожение племени юколов. А за главной героиней охотятся её бывшие американские работодатели из первой игры, которые хотят обвинить девушку во всех смертных грехах и повесить на неё уголовное дело. После того, как Кейт удаётся покинуть стены клиники, она решает помочь своим спасителям достичь их цели, а именно – совершить паломничество к месту размножения снежных страусов, являющихся верными спутниками народа юколов на протяжении сотен лет. Путь паломников лежит через живописные, но крайне опасные земли: портовый город Вальсембор, замерзающее озеро, в котором живёт гигантское чудовище, парк развлечений в городе Баранур, пострадавшем в результате взрыва одного из энергоблоков ядерного реактора (неприкрытая отсылка к чернобыльской АЭС и Припяти), а также через священную для племени юколов реку. И всё это время за нашими героями гонятся русские военные в лучших традициях «голливудской клюквы».

Начну, пожалуй, с того, что в этой игре реализовано по-настоящему хорошо. Во-первых, это простой, но достаточно интересный и логичный сюжет. С точки зрения российского обывателя игру несколько портят «злые русские», являющиеся главными антагонистами Syberia 3. С другой же стороны, приключения Кейт и племени юколов достаточно интересны для того, чтобы удержать игроков у экрана на протяжении 10-15 часов. Во-вторых, это отличная музыка израильского композитора Инона Зура, которому принадлежат саундтреки игр Icewind Dale 2, Syberia II, Prince of Persia, Crysis, Fallout 3, Dragon Age: Origins, Fallout: New Vegas, Dragon Age II и Fallout 4. Впечатляющий послужной список, не правда ли? В-третьих, в игре вам встретятся очень колоритные персонажи. Например, капитан-алкоголик, трусливый таможенник или бывшая чемпионка Олимпиады-80. Все они весьма интересно прописаны в сюжете игры, но, опять же, являются ярчайшим олицетворением той самой «клюквы», высмеивающей русскую культуру. В-четвёртых, это достаточно интересные, хотя и незамысловатые головоломки, подчиняющиеся здравому смыслу и не требующие от игрока наличия сверхъестественных способностей. В-пятых, разработчики попытались реализовать в своей игре подход, хорошо знакомый поклонникам адвенчур студии Telltale Games, когда во время диалогов с NPC вы принимаете те или иные решения, влияющие на отношение собеседников к вам. Каких-либо судьбоносных последствий на сюжет ваши действия не оказывают, но в принципе, выглядит такая система вполне жизнеспособной.

Дочитали предыдущий абзац? Пожалуй, это всё, что есть в игре хорошего. Когда играешь в Syberia 3, ты постоянно находишься на грани того, чтобы выключить эту игру и больше никогда к ней не притрагиваться. Порой хочется разбить геймпад (мне досталась версия для PlayStation 4), выбросить консоль из окна, открыть бутылку водки и выпить её одним залпом за упокой творчества студии Microïds. По роду деятельности мне часто приходится сталкиваться с самыми разными играми, порой с очень скучными или изобилующими багами. Но настолько откровенной халтуры от французов я просто не ожидал. Ребята из российского издательства «Бука» впервые продемонстрировали мне игру ещё в прошлом году в рамках выставки «Игромир», и уже тогда в мою голову закрались определённые сомнения насчёт качества финального продукта. «Наверняка это всего лишь альфа-версия», — подумал я. И ни разу не угадал. Финальная версия игры не стала лучше того, что нам показывали более полугода назад. Я даже допускаю вероятность того, что за прошедшие месяцы игра стала немного хуже.

Перечисление всех проблем Syberia 3 заняло бы у меня ещё два таких обзора, поэтому постараюсь выделить наиболее бросающиеся в глаза и уши проблемы. Во-первых, это весьма посредственная графика, созданная на основе графического движка Unity. Вообще, движок этот в умелых руках способен на многое. Вспомните хотя бы игру Ori and the Blind Forest или ту же INSIDE – отличные же проекты, в которых просто не к чему придраться. В случае же с Syberia 3 всё очень и очень плохо. Размытые текстуры, прямиком из начала 2000-х, очень грубые трёхмерные модели, отвратительная лицевая анимация, когда персонажи проигрывают в артистичности неотёсанным брёвнам. Знаете, это тот самый случай, когда понимаешь, что актёры самых дешёвых российских сериалов «про бандитов и следователей» играют намного лучше персонажей современной игры. Крайне редкий случай.

Анимация движений персонажей ничуть не лучше их деревянной мимики. Кейт перемещается, словно во сне, даже когда бегает. Она тупит на поворотах, врезается в крошечные объекты, лежащие на полу, а подъём по лестнице даётся ей с таким трудом, что в голове сразу всплывает сцена из шоу «Мистера Бина», где тот оказывался на лестнице позади старушки, спускающейся со скоростью по одной ступеньке в минуту. Усугубляет ситуацию ещё и тот факт, что вам постоянно нужно бегать из одной локации в другую, причём загрузка следующей локации занимает в среднем около минуты (что там грузить-то?). Серьёзно. Я засекал время с помощью таймера. Бэктрекинг в этой игре страшен, как ядерная война. Ещё веселее становится, когда ты видишь, как ползунок на экране загрузки сначала ползёт вперёд, а потом – назад. При всём при этом игра жутко тормозит практически везде: после загрузки сохранения, в процессе перемещения по локациям и даже в меню. Порой фреймрейт падает до смешных 3-5 кадров в секунду. Учитывая, что на экране в этот момент посредственного качества графика, я просто ума не приложу – как разработчики сумели достичь такого «дна».

Некоторые текстуры в игре настолько низкого разрешения, что это элементарно мешает комфортному игровому процессу и даже решению некоторых головоломок. Вот хотите вы прочесть электронную почту на дисплее обнаруженного компьютера, но шрифт настолько мелкий и так сильно размыт, что сделать это можно с огромным трудом, лишь вплотную приблизившись к экрану своего телевизора (а у меня очень хороший телевизор). И таких графических проблем в игре пруд пруди! Из-за кривого освещения и неверной цветопередачи над одной головоломкой я бился минут 20, хотя решалась она элементарно. Тени персонажей и объектов, то пропадают, то резко появляются опять. Порой в Syberia 3 внезапно наступает ночь, и вы буквально ничего перед собой не видите, но игра с завидным упорством продолжает демонстрировать вам сюжетные заставки в кромешной темноте. Даже инвентарь в этой игре работает из рук вон плохо. Чтобы найти в нём нужный предмет, вам придётся медленно листать вниз длинный список, движущийся крайне неохотно.

Моя игровая консоль PlayStation 4 в процессе воспроизведения Syberia 3 разогревалась буквально «докрасна» и завывала кулером там громко, что просыпались соседи, а мои коты прятались под диван. И это удивительно, учитывая, что невероятно красивая игра Horizon: Zero Dawn, где на одну только причёску главной героини отводилось 100 000 полигонов, приставку практически не нагревала. А здесь, наверное, самый детализированный персонаж тянет где-то на пару тысяч многоугольников. Самое смешное, что разработчики, как мне кажется, просто решили забить на качество консольной версии (уж не знаю, что там в итоге получили владельцы PC). В ней криво абсолютно всё. Как отделу контроля качества можно было настолько похабно выполнить свои прямые обязанности? Куда смотрели тестеры? На что надеялся Бенуа Сокаль и продюсеры? Выехать на популярности предыдущих двух игр и по-быстрому срубить деньжат? Когда ты продаёшь людям настолько низкокачественный продукт, никакие былые заслуги не спасут тебя от шквала критики. Однажды игра тупо зависла в момент, когда я разглядывал рисунок на стене. Серьёзно? Игра наглухо отрубила мой игровой контроллер и запустила по кругу бесконечный цикл анимации, выйти из которого я смог, лишь начав игру с последнего сохранения.

Качество озвучки и субтитров диалогов персонажей под стать их анимации. Причём ругают люди не только отечественный дубляж игры, но и оригинальный англоязычный. Юного вождя юколов озвучивает взрослый (судя по голосу) мужик, а пожилую пациентку в клинике – молодая девушка. Дальше – больше. Персонажи путают эмоциональную окраску фраз, интонацию, а порой и сами слова. Процесс локализации весьма непрост, я это прекрасно понимаю, так как сам когда-то переводил игры на русский язык. Но в Siberia 3 локализаторы «задали жару» по полной программе. Давненько я не видел в играх текстовых ошибок из разряда «тся» и «ться», перепутанных падежей и местоимений, дичайших расхождений в тексте субтитров и озвучке. В общем и целом хочется просто закрыть глаза, заткнуть уши и немного побыть в тишине. Что можно ещё сказать об игре, в которой даже финальные титры переведены с ошибками?

Но это далеко не конец упрёков в адрес команды, отвечающей за локализацию. Порой фразы обрываются на полуслове, и вы элементарно не понимаете, что персонаж хотел вам сказать. А иногда, когда предложение уже было полностью озвучено, персонаж ещё несколько секунд продолжает в тишине говорить вам о чём-то, активно шевеля губами. Самое страшное во всём этом, что игровые диалоги НИКАК нельзя пропустить или ускорить. Особенно больно становится, когда после зависшей игры вам приходится выслушивать длинный диалог по второму кругу. И отдельно я бы хотел раскритиковать французских разработчиков за то, что пока вы выбираете один из вариантов ответа в диалоге, ваш компьютерный собеседник начинает натурально и очень злобно орать на вас, чтобы вы думали быстрее. Это просто ужасное, отвратительное решение, разрушающее и без того страдающую от множества проблем атмосферу игры.

Плюсы:

  • Сюжет игры способен порадовать фанатов оригинальной дилогии.
  • В Syberia 3 вы встретите несколько очень колоритных персонажей.
  • Головоломки логичны и в большинстве своём увлекательны.
  • Музыка композитора Инона Зура создаёт удивительную атмосферу.
  • Диалоговая система выглядит довольно любопытно.

Минусы:

  • Катастрофическая оптимизация игры портит всё.
  • Глючную игровую камеру часто штормит.
  • Всю игру вас будут преследовать тормоза и фризы.
  • Посредственная графика и размытые текстуры.
  • Жуткая анимация лиц персонажей и их движений.
  • Нельзя пропускать диалоги и сюжетные ролики.
  • Совершенно непредсказуемое освещение.
  • И снова виноваты во всём злые русские.
  • Отвратительное управление.
  • Куча ошибок в русском переводе.
  • Серьёзные проблемы с озвучкой.

Игру Syberia 3 не спасает ни хорошо знакомое ценителям квестов название, ни причастность к её разработке знаменитого художника Бенуа Сокаля, ни многочисленные попытки сыграть на ностальгических чувствах поклонников франшизы. Этот проект способен довести до истерики даже самого уравновешенного и спокойного человека. Игру нужно выставлять в музеях, как пример того, как НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ НУЖНО делать продолжения некогда замечательных адвенчур. Боюсь, что Syberia 3 уже не поможет ни выпуск патчей, ни даже извинения разработчиков. Авторитет серии был серьёзно и безвозвратно испорчен. Я даже знаю нескольких поклонников оригинальной дилогии, которые приобрели Syberia 3, а уже на следующий день пытались продать её за полцены. Лишь бы больше никогда не видеть этого кошмара. В финале игры становится понятно, что рано или поздно на свет появится продолжение истории Кейт Уокер, однако мне хочется верить, что «таких продолжений» я больше никогда в своей жизни не увижу. Ставлю игре 4 балла из 10.

Источник: hi-news.ru

This article was written by admin