дата: 23.08.2017

Обзор игры Observer: не такого будущего мы ждали

Игр в стиле киберпанк существует достаточно много: Deus Ex, Snatcher, Shadowrun, Watch Dogs, Syndicate, System Shock. Список можно продолжать долго. Но много ли вы сможете припомнить видеоигр, в основу которых заложены одновременно киберпанк и хоррор? Лично я, как ни пытался, так и не вспомнил ни одной. Польская студия Bloober Team выпустила свою новую игру, сочетающую в себе фантастический мир в духе «Бегущего по лезвию» с элементами жанра survival horror. Пройти мимо столь необычного проекта я просто не мог.

Игра: Observer
Платформа: PlayStation 4, Xbox One, Linux, OS X, Windows
Жанр: Survival Horror
Дата релиза: 15 августа 2017
Разработчик: Bloober Team
Издатель: Aspyr

Про студию Bloober Team заговорили лишь в прошлом году, когда в продажу поступил их необычный хоррор Layers of Fear, рассказывающий историю постепенно сходящего с ума художника. В нём переплетались мощный психологизм и визионерский подход, свойственный разве что некоторым знаменитым кинорежиссёрам. Полякам посредством необычных художественных решений удалось воссоздать на экране процесс впадения человека в безумие, когда его мечты, любовь, страхи и другие эмоции переплетаются между собой в кошмарном водовороте иллюзий, а после обрушиваются на головы игроков. Игра была достаточно тепло встречена публикой и критиками, а поляки принялись работать над следующим проектом.

Этой игрой оказался Observer – футуристический хоррор в стиле киберпанк. Я не просто так упомянул в начале обзора культовый фильм режиссёра Ридли Скотта «Бегущий по лезвию» (1982), ведь роль главного героя игры исполнил нидерландский актёр Рутгер Хауэр. Да, да! Тот самый, что сыграл в фильме репликанта Роя Батти. В игре ему досталась роль «наблюдателя» — сотрудника корпорации Chiron, занимающегося расследованием разных преступлений, поиском и допросом людей, а также извлечением из их сознания ценной информации в том случае, если они не хотят идти навстречу властям.

Картину будущего разработчики нарисовали крайне депрессивную, как и положено по законам жанра. Согласно предыстории игры, в ближайшие несколько десятилетий большинство людей добровольно пойдут на модификацию своих тел при помощи аугментаций. И всё было бы хорошо, как в той же серии Deus Ex, да только в 2047 году приключилась эпидемия цифрового вируса «нанофаг». Вирус вызывал серьёзные сбои в работе наномашин, увязывающих между собой живые ткани и электронные компоненты. Вышедшая из строя электроника наносила серьёзные повреждения носителю, в итоге убивая его. Цифровая чума выкосила миллионы людей, а полностью победить её учёные так и не сумели.

На этом злоключения человечества не закончились. В 2052 году началась очередная мировая война между Китаем, США и Россией, которая продлилась семь лет и получила название «Великая децимация» (децимацией в римской армии называли казнь каждого десятого по жребию). Большая часть поверхности планеты стала непригодной для жизни из-за ядерных бомбардировок. В 2059 году на территории бывшей Европы возникла Пятая польская республика, население которой составило 62 миллиона человек. Правит ею одна из самых могущественных корпораций Chiron, уцелевшая в ходе войны. Наблюдатели корпорации стараются не допускать народных восстаний и борются с любыми проявлениями инакомыслия в республике.

Одним из наблюдателей является главный герой игры – Даниель Лазарски. Он страдает от цифрового вируса нанофаг, но подавляет его в своём организме, принимая дорогостоящий препарат «Синхрозин», который выдаётся корпорацией своим сотрудникам. История Observer начинается в 2084 году, когда главный герой получает звонок от сына Адама, с которым он потерял связь много лет назад. Даниель чувствует, что его ребёнку грозит опасность и, отследив звонок, оказывается в ветхом многоквартирном жилом комплексе для бедных. В предполагаемой квартире сына Даниель обнаруживает чьё-то обезглавленное тело, после чего бросается на поиски убийцы, надеясь, что сын его всё ещё жив.

Как назло, в результате загадочного системного сбоя, здание оказывается отрезанным от внешнего мира, поэтому дальнейшие события игры разворачиваются исключительно в его пределах. Ни о каком открытом мире даже не мечтайте. Разработчикам из Bloober Team не привыкать работать с замкнутыми пространствами, поэтому особенно не переживайте по поводу разнообразия. С ним здесь как раз всё в полном порядке. Гнетущая атмосфера, объединяющая высокие технологии будущего и повальную бедность, пугает реализмом, с которым она воплощена на экране. Люди не доверяют друг другу и ненавидят сотрудников корпорации Chiron, но с этим главный герой давно уже смирился. Работа есть работа.

В арсенале Даниеля есть два основных инструмента. Электромагнитный визор позволяет ему исследовать разные механизмы и электронные приборы, включая имплантаты. А благодаря биологическому визору наблюдатель способен провести анализ, например, пятен крови, вырванных волос и прочих тканей, обнаруженных на месте преступления. Переключаясь между двумя визорами, игрок должен будет находить улики и выходить на след постоянно ускользающего от него преступника, чтобы выяснить, что же на самом произошло в квартире, где проживал сын главного героя.

Ещё одним важным инструментом наблюдателей является возможность проникать в сознание других людей, при условии, что в их мозг имплантирована соответственная аугментация и она совместима с имеющимся у наблюдателя оборудованием. При желании проникнуть можно даже в мозг погибшего человека, но корпоративные правила строго-настрого запрещают это, так как оперативник в итоге может пострадать сам. Внутри сознания людей наблюдатель каждый раз оказывается в совершенно новом месте, неподвластном законам физики и логики. Время здесь течёт не так, гравитация работает через раз, свет и звук распространяются по собственным правилам, да и вообще складывается впечатление, что вы попали в чей-то кошмарный сон.

Вот как раз тут и начинается тот самый «хоррор», о котором я говорил выше. Сюрреалистичные сцены, которые вам предстоит лицезреть в лабиринтах чужого разума, вполне способны надолго вывести вас из равновесия. Признаюсь честно: полякам удалось создать настолько жуткую виртуальную атмосферу, что время от времени я специально выключал игру, чтобы прийти в себя. Порой мне казалось, что я вот-вот сойду с ума вместе с главным героем игры. А уж каково в эти секунды было Даниелю Лазарски, я даже боюсь представить. Жуткие аллюзии, кошмарные образы, зацикленные пространства, гнетущий звуковой фон – эту игру запросто можно использовать для пытки заключённых тюрьмы в Гуантанамо. И этим она прекрасна.

Выбраться из чужого сознания бывает не так просто. Вам предстоит решать различные головоломки, двигаться сквозь психоделический кошмар, ориентируясь по не всегда очевидным подсказкам, активировать совершенно сумасшедшие механизмы с помощью, например, летающего телевизора, плачущего словно ребёнок. В общем, мне очень сложно объяснить вам всё это психоделическое многообразие простыми человеческими словами. Ума не приложу, где поляки черпали вдохновение для создания своей игры, но всё это производит на игрока неизгладимое впечатление. Ничего подобного я за всю свою жизнь не видел нигде.

Пребывая в реальности, вам время от времени придётся общаться с жильцами дома через специальные домофоны, встроенные в двери их квартир. Ещё бы, ведь никто не рвётся открывать дверь корпоративной ищейке. Диалоговая система редко даёт возможность выбора, чаще просто предоставляя протагонисту необходимую информацию. Людей, с которыми можно будет пообщаться лицом к лицу, в игре вы практически не встретите, что лишь усиливает чувство одиночества и беспомощности. Вокруг одни крысы, бестолковые голуби, роботы-уборщики и вездесущая цифровая реклама.

Периодически вы будете натыкаться на персональные компьютеры и терминалы, в которых также можно найти много интересного. Это и личные переписки, и свежие выпуски периодических изданий, и различные приложения, одним из которых является видеоигра With Fire and Swords: Spiders. С каждым новым найденным компьютером вы сможете пройти её новый уровень. В роли рыцаря вам предстоит собрать все золотые монеты, разбросанные по лабиринту, спастись от гигантских пауков и добраться до жадной до золота принцессы. Если первые уровни проходятся очень легко, то ближе к середине игры головоломки становятся невероятно хитрыми.

В игре присутствуют стелс-элементы. В некоторых локациях вам придётся скрытно пробираться мимо противников, незаметно сливать информацию из компьютеров и искать выход из виртуальных лабиринтов в то время, как вас разыскивают. Не сказать, что стелс в игре разнообразный и многосторонний. Но он определённо добавляет напряжённости в и без того крайне нервный игровой процесс. Не успеваешь прийти в себя от предыдущего шока, как тебя поджидает новое испытание нервной системы на прочность. Разработчики мастерски играются с эмоциями игроков, в этом им, пожалуй, нет равных.

С визуальной точки зрения Observer заслуживает всяческих похвал. Художникам удалось создать на экране одновременно пугающий и впечатляющий мир недалёкого будущего, при этом отдав должное таким произведениям, как «Бегущий по лезвию», «1984», «Нирвана» и «Бразилия». В основе игры лежит графический движок Unreal Engine 4, благодаря чему разработчикам удалось воплотить в жизнь множество нереально крутых визуальных эффектов, усиливающих и без того мощное влияние игры на психику игроков. В Observer присутствуют также великолепный звук и музыка. Они дополняют визуальную составляющую и многократно усиливают её, делая ваше приключение ещё более атмосферным.

Основные недостатки игры кроются в её оптимизации. Порой мне приходилось секунд 10 стоять перед дверью и многократно тыкать в дверную ручку, ожидая, пока прогрузится следующая локация. Но сильнее всего, конечно, раздражали меня постоянные подтормаживания по поводу и без. Игру я проходил на PS4, поэтому не могу ничего сказать про её версии для других платформ. Однажды игра просто наглухо зависла и отказывалась подчиняться любым командам, поступающим с игрового контроллера. Пришлось перезагрузить её и начать проходить всё с контрольной точки. Ну и, разумеется, порой я выходил из себя, когда не мог найти выход из чужого сознания. Разработчики иногда ставят игрока в такое положение, что он просто не понимает, что делать дальше. Такое, к счастью, случается не очень часто.

Плюсы:

  • Нереально крутая смесь киберпанка и хоррора.
  • Очень сильное погружение в игровой процесс.
  • Находиться внутри чужого сознания – бесподобно.
  • Отличный дизайн бесконечно мрачного будущего.
  • Замечательная актёрская игра Рутгера Хауэра.
  • Прекрасная работа композитора и звукорежиссёра.

Минусы:

  • Не каждый выдержит такое давление на психику.
  • Из лабиринтов разума порой сложно выбраться.
  • Слишком долгие загрузки между локациями.
  • Периодически игра ощутимо притормаживает.

Observer – прекрасный пример того, что даже сравнительно небольшая команда разработчиков, не имея многомиллионного бюджета, способна создать нечто выдающееся. Киберпанк-хоррор умело вовлекает игроков в головокружительное и полное опасностей путешествие по миру будущего и чужим сознаниям. Потрясающая с точки зрения визионерской постановки и жуткая в своей психоделической многогранности игра наверняка ещё долго будет сниться вам после финальных титров. Если считаете, что не готовы к такому испытанию своей нервной системы, то лучше предварительно тяпните 100 грамм для храбрости. Будем считать, что я вас предупредил. За свою уникальность игра получает от меня 9 баллов из 10.

Источник: hi-news.ru

This article was written by admin