дата: 23.02.2017

Игровой консоли Nintendo Entertainment System исполнилось 30 лет

Японская игровая приставка Nintendo Entertainment System (NES) без преувеличений является одним из самых популярных и известных развлекательных устройств в мире. Правда в России о ней практически никто не слышал, так как в нашей стране в ходу были многочисленные тайваньские клоны (в том числе и Dendy) прародительницы NES – приставки Nintendo Famicom. Именно NES популяризовала видеоигры в середине 80-х и привнесла в индустрию несколько очень важных нововведений. 18 октября 2015 года консоль отметила своё 30-летие.

В Японии консоль появилась на два года раньше (15 июля 1983 года), нежели на западном рынке и на три года раньше (1 сентября 1986 года), чем в Европе. У себя на родине она называлась Family Computer, или просто Famicom, и внешне сильно отличалась от NES. Разработал консоль японский инженер Масаюки Уэмура, который до Nintendo работал на другую компанию – Sharp. В Sharp он занимался исследованиями в области фотоэлементов. Именно он создал особую технологию, которую позднее продал Nintendo, где она нашла своё воплощение в том самом световом пистолете, с помощью которого многие из нас безжалостно расстреливали уток на экранах своих телевизоров. Эта сделка позволила Уэмуре устроиться в Nintendo на постоянную работу, где он и создал одни из лучших игровых консолей в истории индустрии.

Изначально приставка должна была стать 16-битной системой с полноценной клавиатурой и флоппи-дисководом, но президент Nintendo Хироши Ямаути настоял на том, чтобы удешевить консоль, тем самым сделав её более доступной для пользователей. В качестве носителей информации решено было использовать картриджи. В октябре 1982 года была собрана первая тестовая модель приставки под кодовым названием GameCom, после чего началась разработка программного обеспечения для неё. Жена Масаюки Уэмуры придумала более приветливое название – Family Computer, или просто Famicom для пущей изящности. На разговорном японском того времени персональные компьютеры назывались «pasokon», так что нужно было, чтобы название нового игрового устройства от них отличалось.

Корпус приставки Famicom был выполнен из белого и красного пластика. Этот дизайн был выбран президентом Nintendo по двум причинам: во-первых, ему очень понравился красно-белый рекламный баннер японской компании DX Antenna, а во-вторых, красный краситель для пластика в то время был самым дешёвым из всех имеющихся на рынке. Игровой контроллер приставки был разработан по образу и подобию элементов управления карманных игровых гаджетов серии Game & Watch. Создал его другой гениальный инженер компании — Гумпэй Ёкои.

Впервые домашняя игровая консоль получила привычную всем нам крестовину D-Pad, без которой сложно представить себе дальнейшее развитие игровой индустрии. На контроллере также были две круглые кнопки, A и B, и две продолговатые — Select и Start. На втором контроллере последние отсутствовали, зато там был микрофон и регулятор игровой громкости. Микрофон позднее был использован в нескольких играх, например, для того чтобы убивать своим криком определённых монстров или дуновением вращать различные объекты на экране.

В продажу Famicom поступила в 1983 году по цене 14 800 йен в комплекте с тремя портами аркадных игр Nintendo: Donkey Kong Country, Donkey Kong Jr. и Popeye. Поначалу продажи приставки были очень слабыми. Да ещё и брак первой партии чипсетов приводил к регулярному зависанию консоли, так что часть товара пришлось отозвать из магазинов. После того как проблема с материнской платой была устранена, продажи консоли взлетели в небеса. Уже к концу 1984 года Famicom стала лучшей консолью по уровню продаж в Японии. Теперь Nintendo предстояло вывести своё детище на американский рынок.

Помочь японцам завоевать доверие американских покупателей должна была компания Atari очень популярная в то время на Западе. Но переговоры сильно затянулись, да ещё и президента Atari Рэя Кассара уволили крайне некстати. В результате неудачного стечения обстоятельств Nintendo решила самостоятельно выпустить свою консоль на незнакомом для себя рынке. Масаюки Уэмура должен был сделать так, чтобы американской аудитории японская игровая консоль пришлась по вкусу, и он долгое время ломал голову над этим вопросом.

Изначально Nintendo Entertainment System, а именно так приставку решили назвать для американского рынка, должна была запускать игры с аудиокассет, комплектоваться двумя геймпадами и аркадным джойстиками. Корпус консоли напоминал собой клавиатуру по примеру популярных консолей Atari. Но после того как с Atari у Nintendo отношения не заладились, пришлось начинать разработку внешнего облика системы с нуля. От аудиокассет отказались в пользу всё тех же картриджей, которые правда стали почти в два раза больше, джойстик из комплекта также выбросили, как, впрочем, и клавиатуру.

В итоге было решено применить пару маркетинговых хитростей. Во-первых, консоль было решено сделать похожей на VHS-видеомагнитофон. Магнитофоны эти в те годы были чрезвычайно популярны на западе, и привычная внешность игровой системы могла сыграть на руку Nintendo. Специально для этого была разработана система фронтальной загрузки картриджей, напоминающая загрузку VHS-кассет. Второй хитростью Уэмуры стал световой пистолет, который японцы решили добавить в комплект с каждой приставкой NES. Американцы любят оружие, и это также должно было привлечь их внимание к новому устройству. Оба стратегических решения в итоге оказались правильными.

В октябре 1985 года консоль NES поступила в продажу по цене от 89,99 до 199,99 доллара (в зависимости от комплектации) одновременно с 17 играми, такими как Duck Hunt, Excitebike, Golf, Ice Climber, Kung Fu, Tennis, Wrecking Crew и, конечно же, Super Mario Bros. Несмотря на то, что геймеры США ещё не успели прийти в себя после «Краха игровой индустрии 1983 года», продажи NES были настолько впечатляющими, что никто не мог предсказать подобных результатов. На сегодняшний день во всём мире было продано более 60 миллионов этих приставок, и это без учёта сотен миллионов клонов, которые незаконно копировали японскую консоль.

Разумеется, многие из вас знакомы лишь с одним из тайваньских клонов, которые в начале 90-х продавала на территории России компания «Стиплер». Когда речь заходит о 8-битной приставке Nintendo, то на ум сразу приходит слово Dendy. Студенты из МГУ провернули невероятную по своему размаху аферу и продали миллионы консолей на территории нашей страны без ведома Nintendo. Более того, позднее они даже заключили с японцами официальный договор на распространение в России следующей 16-битной приставки Nintendo – Super Nintendo Entertainment System, только про свои предыдущие «тёмные делишки» тактично умолчали. Вот тогда вся правда и всплыла на поверхность. Руководство Nintendo было в глубочайшем шоке, узнав, что жители России на протяжении нескольких лет играли в их приставки и игры, даже не зная, что японская компания имела к ним какое-либо отношение. Но эта неприятная история осталась в далёком прошлом, и теперь Nintendo официально продаёт свои продукты россиянам, более того, она даже начала локализовать свои игры для русскоязычных игроков, что особенно приятно.

Судя по слухам, в лабораториях японской компании прямо сейчас создаётся новая игровая система под кодовым названием Nintendo NX. Она будет представлять собой гибрид домашней и карманной приставок. Вы сможете взять карманную часть консоли с собой в дорогу в любой момент и закончить игру буквально на бегу. Что ж, пожелаем Nintendo успехов во всех их начинаниях, ведь именно благодаря талантливым инженерам этой компании игровая индустрия стала такой, какая она есть сейчас. А приставку NES ещё раз поздравим с 30-летием. У нас есть замечательный повод вспомнить любимые 8-битные игры и предаться ностальгии.

Источник: hi-news.ru

This article was written by admin

Добавить комментарий