Новая трилогия о приключениях Лары Крофт пыталась перезапустить легендарную серию с более человечной героиней, эмоциональными моментами, новыми игровыми механиками и зрелищными сценами в стиле Uncharted. Плач неопытной Лары над тушей олененка, намеки на изнасилования и лесбийский роман теперь дополнились сценами смерти детей, на фоне которых одержимая артефактами исследовательница выглядит как законченная психопатка.
Попытки выстроить внутренний мир любительницы приключений заканчиваются на воспоминаниях детства, а дальше мисс Крофт катится каменным шаром по наклонной весьма посредственного и вторичного сюжета. Авторы даже не пытаются привести вселенную Tomb Raider к общему знаменателю, предлагая очередную версию смерти отца и неожиданно меняя рост героини примерно на минус десять сантиметров. Сценарный задел в виде таинственной организации “Тринити” и Лары Крофт, начавшей апокалипсис, скатывается в набор предсказуемых решений, которые мы видели во множестве других игр, включая уже упомянутый Uncharted. При этом даже на фоне ляпов и психически нездоровой героини, Shadow of the Tomb Raider — просто фантастическая игра, захватывающая вас благодаря практически открытом миру, интересным побочным заданиям и множеству возможностей для кропотливого исследования.
Поиск артефактов и тайников, прохождение гробниц и пещер, расшифровка фресок и монолитов наполняет скучный сюжет высшим духовным смыслом. В Shadow of the Tomb Raider есть то, чего так не хватало в последних Uncharted с его голливудской постановкой и подталкивающей в спину динамикой – глубоких и разнообразных головоломок.
Склепы в мире Shadow of the Tomb Raider предлагают логические шарады, конструкции, включающие акробатические навыки или требующие от вас отойти в сторону и взглянуть на проблему с другой точки зрения. Например, в одной из гробниц вам нужно поднять гигантскую лестницу вверх. Используя механизмы, вы связываете лестницу и противовесы канатами и потом последовательно перемещаете специальную тележку в нужное для решения пазла место. Целиком свою задачу вы поймете, только поднявшись на возвышенность.
Но в тоже время головоломки не предполагают множества решений. Иногда доходит до абсурда. В одном месте игры вам нужно расчистить проход от деревянного препятствия. Огненные стрелы не могут зажечь сырую древесину, и вы активируете рычаг, чтобы залить специальный бассейн сырой нефтью. Казалось бы, новый выстрел огненной стрелой устроит огненное представление, но игра требует от вас активации исключительно специально расположенного механизма с источником огня. Ну а выпущенная огненная стрела будет одиноко гореть в море нефти.
Большая часть мест для исследования требует возвращения, когда вы получите необходимые для прохождения предметы, в основном купленные у торговцев. Благодаря системе быстрых перемещений через разбросанные по карте лагеря, для вас это не составит больших сложностей. Там же можно прокачать специальные навыки, вроде атаки с деревьев, или улучшить оружие и сшить новые костюмы. Последние добавляют проекту оттенок фетишизма, особенно в свете многочисленных DLC с юбками и платьями в обтяжку. Часть навыков дается за прохождение сюжетных фрагментов или исследование криптов.
Боевая механика в новой части отходит на второй план, но все равно предлагает несколько приятных дополнений. Лара может пачкать лицо и тело в грязи, сливаясь со стенами и корой южноамериканских деревьев. Скрытное перемещение в траве или за ящиками разбавляется возможностью забраться на ветку дерева и, выстрелив из лука, привязать шокированного противника к крепкой орясине.
Приятно, что в отличие от многих современных игр, стелс в Shadow of the Tomb Raider предусматривает возможность возвращения в скрытность после поднятия тревоги. А прыжки сверху с ледорубами, удушения, утопления и сбрасывания с обрывов лишь дополняют арсенал жестокого хищника. При этом противники достаточно тупы, даже на высоких уровнях сложности.
За расширение арсенала и приемы отвечают специальные навыки и улучшения вооружений. Последние можно купить у местных торговцев в одном из сюжетных хабов в обмен на местную валюту или слитки золота. Там же можно пополнить запас лекарств, запчастей и боеприпасов, а также взять побочные квесты.
Впрочем, матушка-природа предлагает бесплатную зеленую аптеку с вариантами десятков растений, а запчасти буквально заполняют каждый наземный и подводный уголок пространных уровней. Кроме создания аптечек из цветов, стрел из деревьев, Лара может производить своими руками наркотические стимуляторы, которые усиливают концентрацию, показывают секреты или дают преимущество при прямых столкновениях. Игра не прочь позаимствовать у The Last of Us успешную механику крафтинга, позволяя на ходу создавать взрывчатку и коктейли Молотова из пустых банок и многочисленных бутылок.
Как я уже отмечал выше, Shadow of the Tomb Raider местами слишком сильно походит на Uncharted, имитируя шумный базар или красивые виды джунглей в очень похожей цветовой гамме. Прописанные по скрипту сцены с животными, птицами и NPC создают должную живость, но местами уступают творению Naughty Dog. При этом кинематографичные сцены, вроде наводнений, узких подводных проходов и разрушающегося окружения выглядят ничуть не хуже, чем в эксклюзиве от Sony. Уже знакомая физика волос стала еще более реалистичной, хотя есть и заметные огрехи, которые будут поправлены с первым патчем.
В побочных заданиях игра пытается походить на The Witcher 3 и Deus Ex — с многоуровневыми квестами, открывающими по ходу выполнения для вас новые локации, миссии и предметы. Жаль, что из-за слабо прописанных диалогов они часто выглядят излишне сумбурными. Создается впечатление, что сюжет и ответвления собирали совершенно разные люди. Так в одном из заданий вы узнаете о касте изгоев, но вместо интересной истории вас приводят к каким-то уж слишком банальным нравоучениям. Награда за такие путешествия, кроме опыта, также непомерно низкая. При этом авторы пичкают вас перуанским фольклором и головоломками, построенными на реальной системе чисел майя.
Кроме исследования гробниц, выполнения побочных заданий и поисков артефактов, Лара может искать рюкзаки археологов, открывающие часть секретов на карте, а также следовать любимой формуле Ubisoft с охотой на редких животных, пошивом одежды, получением очков опыта и улучшением вооружения.
Игра предлагает несколько уровней сложности, которые можно настроить отдельно для боев и головоломок, убирая подсказки в виде белых рисок или подсвеченных объектов.
Eidos Montreal постоянно выбрасывают на главную героиню все новые проблемы. На смену большим животным приходят пираньи, с которыми приходится играть в кошки-мышки, прячась в водорослях, потом появляются мурены, шакалы и прочие представители водного и земного царств.
Когда враги уходят на второй план, любительницу приключений поджидают многочисленные ловушки, осыпающиеся конструкции древних гробниц и узкие подводные туннели, из которых она почти всегда выбирается на последнем дыхании. Создается впечатление, что Лара Крофт — самое аппетитное блюдо на зеленой скатерти богини Геи.
Локализация игры находится на среднем уровне с достаточно странными репликами, несуразицей и переигрывающими актерами, но в оригинале дела обстоят ничуть не лучше. Так что можно считать русскую версию более чем приемлемой.
Графически Shadow of the Tomb Raider выглядит изумительно — с детальным изображением диких джунглей и преломлением света. Наполненные птичками, насекомыми и дикими зверями леса погружают вас в атмосферу опасного приключения. Физика волос, одежды и грязи демонстрирует новые технологические высоты. Виды гор, храмов и пещер сравнимы по внешнему виду с последней частью Uncharted, добавляя к прямой механике несколько интересных решений, вроде спусков на веревках или броске ледоруба.
Превосходя творение Naughty Dog в некоторых дизайнерских и графических решениях, Shadow of the Tomb Raider так и не смогла добиться реалистичной лицевой анимации. Взрослая Лара выглядит прилично, но все остальные персонажи слишком примитивны. При этом Крофт в детстве напоминает поделки инди-студий, что возвращает нас к подозрениям о том, что игру создавали команды разного уровня, а потом сшивали вместе как лоскутное одеяло.
***
Shadow of the Tomb Raider – это посредственная история и тупые противники, о которых практически сразу забываешь из-за интересного и насыщенного мира с загадками, секретами и многочисленными испытаниями в фантастических декорациях заброшенных храмов и диких джунглей. Shadow of the Tomb Raider — не главная игра этого года, но одно из самых ярких и запоминающихся приключений точно.
Источник: