В жизни часто бывают сложные ситуации, когда наличие третьей, дополнительной руки у человека может оказать ему неоценимую помощь. Ярким примером этому утверждению является разработанная в Технологическом институте Джорджии (Georgia Tech) роботизированная рука, которая способна превратить любого посредственного барабанщика в супермузыканта-киборга.
Это устройство, длиной 60 сантиметров, крепится на плече человека и позволяет ему в буквальном смысле «играть в три руки». При помощи технологии захвата движений, сложной системы датчиков, приводов и умного программного обеспечения эта механическая рука способна жить своей жизнью. Но не просто жить каким-то хаотичным образом, она в режиме реального времени реагирует на движения человека, на барабанный ритм и самостоятельно помогает барабанщику наилучшим с ее точки зрения образом.
Устройство было разработано группой, возглавляемой профессором Джилом Вайнбергом (Gil Weinberg), который является руководителем Центра музыкальных технологий (Center for Music Technology). А толчком, побудивших исследователей к созданию такого робототехнического устройства стал известный в определенных кругах музыкант-барабанщик Джейсон Барнс (Jason Barnes), правая рука которого была ампутирована ниже локтя в результате несчастного случая и поражения электрическим током высокого напряжения. Профессор Вайнберг и его группа создали автоматизированную руку, которая работала при помощи сигналов, считываемых с мышц плеча человека. И при помощи этого робототехнического протеза Джейсон Барнс смог через некоторое время играть не хуже, чем раньше.
Но новая механическая рука является не протезом, а своего рода «расширителем возможностей». «Система постоянно изучает, как двигается тело музыканта, и через некоторое время она становится способной внести существенное дополнение к деятельности человека» — рассказывает профессор Вайнберг, — «Она в буквальном смысле становится частью человека».
Как только барабанщик принимает определенное положение, готовясь к началу игры, роботизированная рука также занимает свое исходное положение. И буквально через непродолжительное время после начала игры система руки улавливает отбиваемый барабанщиком ритм и самостоятельно выбирает из обширного набора дополнительные компоненты, которые как нельзя лучше подходят к данному ритму. Эта функция работает столь удачно, что третья механическая рука очень неплохо справляется с помощью музыканту даже в том случае, если последний импровизирует на произвольную тему.
Следующим шагом, который намерены сделать исследователи, станет интеграция механической руки с системой мысленного управления. Уже начата разработка и тестирование системы электроэнцефалографии, при помощи которой прямо из мозга будут считываться сигналы, которые будут использоваться для управления движениями механической руки. Однако, уже у столь развитой технологии может найтись масса и других областей применения, кроме музыки.
«Представьте себе медиков, которые могут использовать третью руку во время проведения хирургических операций, которая может держать и подавать им инструменты или лекарства» — рассказывает профессор Вайнберг, — «Техники могут использовать третью руку во время проведения тонких ремонтных работ, а ученые — во время проведения различных экспериментов. Однако музыка — это то, что требует совершения своевременных и точных движений. Это прекрасная среда, которую можно использовать для разработки и доведения до совершенства ряда подобных робототехнических технологий».
Источник: