Большой Адронный Коллайдер Европейской организации ядерных исследований CERN является самым большим в мире ускорителем частиц на сегодняшний день. Длина этого кольцевого ускорителя составляет без малого 27 километров и его мощности вполне достаточно, чтобы разогнать лучи даже очень тяжелых частиц почти до скорости света и столкнуть их в районах высокочувствительных датчиков нескольких экспериментов. Но, для того, чтобы удостовериться, что все оборудование коллайдера работает должным образом, требуется поистине титаническая работа, по крайней мере, при использовании для этого людей-специалистов. Именно поэтому руководство CERN дало согласие на разработку, изготовление и ввод в эксплуатацию двух роботов TIM — автоматизированных «инспекторов», которые обеспечивают в режиме реального времени контроль состояния туннеля и находящегося в нем оборудования Большого Адронного Коллайдера.
TIM — это не короткий вариант имени Тимоти или другого подобного имени, это акроним от более длинного названия Train Inspection Monorail. Как можно догадаться, робот TIM перемещается по монорельсовой дороге, проложенной по потолку туннеля Коллайдера. Эта монорельсовая дорога осталась еще с тех времен, когда в этом же туннеле размещался ускоритель Large Electron-Positron Collider (LEP), который являлся предшественником Большого Адронного Коллайдера и который работал с 1989 по 2000 год. В 2001 году ускоритель LEP был остановлен и демонтирован, после чего в туннеле начались работы по монтажу оборудования БАК.
Робот TIM способен двигаться по монорельсу со скоростью 6 километров в час. На нем установлено большое количество датчиков и измерительных инструментов при помощи которых производится контроль температуры, концентрации кислорода в туннеле, осмотр туннеля и находящегося в нем оборудования. При этом, осмотр производится сразу в трех диапазонах, в обычном диапазоне видимого света, в инфракрасном и радиационном. Если возможностей оборудования самого робота TIM недостаточно для проведения какого-нибудь «хитрого» контроля, он вполне способен тянуть за собой тележку с дополнительным оборудованием.
Местом постоянного базирования обоих роботов TIM является сервисный туннель Большого Адронного Коллайдера. Там эти роботы получают необходимое им обслуживание и там они ожидают поступления от операторов команд на выполнение осмотра туннеля в определенных местах.
Источник: