Еще буквально пару лет назад изготовление реактивного или авиационного двигателя с единственным узлом, созданным при помощи технологий трехмерной печати, считалось большим достижением. Однако технологии не стоят на месте и представители компании General Electric Aviation сообщили о первых успешных запусках и испытаниях двигателя Advanced Turboprop (ATP), предназначенного для одномоторного самолета Cessna Denali, в конструкции которого использовано более 35 процентов узлов и деталей, изготовленных при помощи трехмерной печати. Такой подход, согласно имеющейся информации, уже обеспечил 5-процнтное сокращение веса двигателя и 1-процентное увеличение его топливной эффективности.
Компоненты для опытного двигателя ATP, который получил кодовое название a-CT7, были изготовлены специалистами центра Additive Development Center (ADC). На разработку, изготовление и сборку опытного двигателя ушло 18 месяцев, столь большая продолжительность цикла объясняется тем, что вместо 900 отдельных узлов и деталей, изготовляемых при помощи традиционных технологий механической обработки, были использованы 16 трехмернопечатанных узлов. В результате количество этих узлов в конструкции двигателя составило чуть больше 35 процентов и это является наибольшим показателем в авиакосмической промышленности на сегодняшний день.
Когда 1240-сильный двигатель ATP приобретет свой законченный вид, его 855 узлов и деталей будут заменены всего 12 трехмернонапечатанными узлами. Этот двигатель будет потреблять на 20 процентов меньше топлива и обеспечивать на 10 процентов большую мощность по сравнению с обычными подобными двигателями.
«Если вы собираете двигатель, детали которого изготовлены традиционным способом, вам надо использовать болты, другие крепежные элементы, сварку и т.п., на что приходится достаточно значимая доля от общего веса двигателя» — рассказывает Гордон Фоллин (Gordon Follin), ведущий инженер General Electric Aviation, — «Трехмерная печать позволяет избавиться от этого дополнительного веса, более того, мы получаем возможность максимально оптимизировать конструкцию отдельных узлов, думая не об их технологичности, а преследуя цель получения максимальной эффективности».
Представители компании GE Aviation обещают начать испытания законченного варианта двигателя ATP к концу следующего года. А в промежуточных вариантах таких двигателей с каждым разом будет использоваться все больше узлов, изготовленных при помощи трехмерной печати.
Источник: