Беспилотный летательный аппарат, названный DEMON, поднявшийся в воздух в прошлом месяце, вошел в историю как первый летательный аппарат, способный выполнять маневры в воздухе без использования рулей и элеронов. Во время испытательного полета, проходившего на аэродроме близ местечка Камбрия в Англии, все традиционные элементы управления были заблокированы и аппарат маневрировал только за счет струй сжатого воздуха, выбрасываемых сквозь специальные сопла, расположенных на срезах крыльев летательного аппарата. В будущем такая технология может быть использована для разработки конструкций новых гражданских и военных летательных аппаратов.
БЛА DEMON является совместной разработкой аэрокосмической компании BAE Systems, ученых университета Крэнфилда (Cranfield University), и еще девяти других британских университетов. Разработка летательного аппарата проводилась в рамках программы FLAVIIR (Flapless Air Vehicle Integrated Industrial Research), компании BAE Systems, на которую была выделена сумма в 9.85 миллионов долларов, и которая рассчитана на срок в пять лет.
Система маневрирования на основе сжатого воздуха, fluidic flight control, состоит из дополнительного источника питания, снабжающего энергией воздушный компрессор, который вырабатывает сжатый воздух. Сжатый воздух, проходя сквозь сложную систему клапанов и другой пневматической арматуры сквозь отверстия, имеющие форму щелей, расположенные на срезах плоскостей летательного аппарата. Такое своеобразное воздушное лезвие является как бы продолжением самих плоскостей и позволяет увеличивать или уменьшать подъемную силу, а так же изменять ее вектор. Маневрирование летательного аппарата происходит под руководством системы управления, которая по сложным алгоритмам, используя клапана и запорную арматуру, включает или отключает поток воздуха из каждого сопла.
Так для чего это нужно? Оказывается, такая необычная система управления полетом имеет некоторый ряд преимуществ перед традиционными плоскостями с элеронами, закрылками и рулями. Во-первых, такие плоскости будут иметь меньшее количество движущихся частей, они будут более надежны и более просты в ремонте и обслуживании. Во-вторых, площадь таких плоскостей будет меньше по сравнению с обычными плоскостями, оставляя на прежнем уровне значение подъемной силы. А это, в свою очередь, помимо экономии материалов и снижения веса самолета в целом, обеспечит меньшую эффективную отражающую поверхность, что сделает такой летательный аппарат менее заметны для радаров и для визуального обнаружения.
Источник: